Центр художественной
подготовки и дизайна

Академия основана в 1949 году
Гос. лицензия от 25.03.15 №1342
Центр художественной подготовки
пн-пт 09:00 – 20:00
сб-вс 10:00 – 18:00

Коммуникационный дизайн

Определяя термин коммуникационный дизайн, говорят о равноправном значении двух лексических единиц – сообщение (передача информации) и зрительный образ, то есть передача информации изображением. Удачный образец коммуникационного дизайна будет более эффективным, чем обычная передача информации с помощью текста.

Читая текст, человеку иногда нужно прикладывать усилия, чтобы вникнуть в его смысл. А зрительный образ проникает в сознание мгновенно, запоминается надолго, более того, одновременно формирует заданное эмоциональное отношение к предмету. Таким образом, этот метод оформительского искусства может применяться как один из наиболее действенных инструментов рекламы и управления общественным мнением.

Специалисты по коммуникационному дизайну не просто рисуют какие-то нейтральные картинки, а создают изображения, обращенные именно к целевой аудитории, продвигающие тот или иной продукт. У них две задачи: корректно передать информацию, привлекая внимание зрителя, а также доставить эстетическое удовольствие, что усиливает эффективность рекламы.

В наши дни дизайн стал говорящим, он вступил в непосредственное общение с потребителем, а дизайнер стал мастером создания мгновенных смыслов, с легкостью обгоняющих медленные слова зрительными образами.

Профессионал в области коммуникационного дизайна должен быть экспертом во множестве важнейших вопросов. Он как психолог должен понимать особенности восприятия потребителем той или иной информации; как маркетолог должен знать, какой способ передачи сообщения будет наиболее эффективным в каждом конкретном случае. И соответственно специфике ситуации, характеристикам рекламируемого объекта (товара, услуги, мероприятия), особенностям целевой аудитории, дизайнер выбирает наружную рекламу, баннеры, флайеры, печатные СМИ, телевидение либо прочие средства.

Коммуникационный дизайн включает и эстетическую сторону передаваемого сообщения, и поиск новых каналов коммуникации. Специалист данного профиля должен находить оптимальные способы привлечения потенциальных клиентов, вдохновлять их, формировать спрос на продвигаемый товар (услугу), мотивировать аудиторию на целевые действия. Например, прочитать рекламное сообщение в электронной почте, кликнуть на картинку, перейти по ссылке, подписаться на рассылку, перейти на сайт магазина, купить товары либо услуги.

Такая деятельность повышает продажи, увеличивает узнаваемость брендов, выводит новые продукты на рынок, а также служит иным маркетинговым задачам. Квалифицированному дизайнеру необходимо обладать стратегическим мышлением, уметь анализировать и применять в своей практике результаты маркетинговых исследований, генерировать новые идеи и использовать открытия коллег по цеху, оперативно и своевременно принимать оптимальные решения, способствующие развитию бизнеса.

Область коммуникационного дизайна значительно шире похожих, на первый взгляд, понятий: «графического дизайна» и «визуальной коммуникации». К перечисленным терминам добавляется понимание психологии целевой аудитории и умение мотивировать её.

Коммуникационный дизайн включает в себя и рекламу, и визуальный дизайн, шрифтовую культуру, анимацию, информационную архитектуру и другие важные направления. Дизайном называют процесс, разработку конструкции, структуры предмета, чертеж или рисунок, а также конечный продукт.

С самого появления этого термина дизайн рассматривался как вид прикладного искусства, один из компонентов оформления интерьеров, инженерных конструкций, архитектуры, упаковки, любых бытовых предметов.

Дизайн связан со многими сферами деятельности: с искусством, производством, технологиями, визуальными коммуникациями.

Искусство всегда делили на две категории: чистое искусство и коммерческое. Дизайн является прикладным видом искусства, в котором форма подчинена задаче (как правило, именно коммерческой). И в промышленном дизайне, и в архитектуре, и в рекламе главная цель – разработка продуктов, обладающих и функциональностью, и удобством использования, и эстетичным внешним видом.

Инженерию называют практическим воплощением дизайна. Согласно другому мнению, дизайн – это составная часть любого технологического проекта, встроенная в него. Американские словари определяют дизайн как «моделирование объекта, мысленное конструирование, построение плана». А инженерные технологии – «практическое использование физических и математических знаний в таких областях, как строительство, производство, процессы, машины, системы или продукты».

Согласно данным определениям, и технологии, и дизайн – это способ решения различных практических задач, которые различаются только применяемыми принципами. При этом, в современном дизайне применяются и математические данные, полученные из маркетинговых исследований, и точные данные эргономики.

Во многих сферах дизайн невозможно отделить от процесса производства. Однако там, где используются более сложные технологии, где выше стоимость редизайна, там увеличивается необходимость разделения технологий от дизайна. К примеру, цена ошибок дизайнера, участвовавшего в разработке проекта железнодорожного моста, будет несравнимо выше, чем при подготовке рекламных флайеров.

При этом, дизайн – не обязательно такое безусловно творческое дело, зачастую он представляет собой легкую обработку уже используемых решений.

В коммуникативном дизайне важно понятие сообщения – единицы коммуникации. Сообщение не обязательно несет в себе собственно информацию как фактор воздействия на выбор того или иного решения. Кроме информативных задач сообщение выполняет множество иных функций: привлекает внимание аудитории, устанавливает контакт, воздействует на эмоциональное восприятие, подтверждает старую информацию или намеренно повышает неопределенность в какой-либо ситуации выбора.

Сообщение может быть выражено вербально, зрительным образом либо эмоциональным посылом, который передает видеоряд или звуковой трек.

Одним из самых сложных сообщений является логотип (товарный знак). Ежедневно мы видим множество брендов и лишь некоторые из них запоминаются потенциальными клиентами, повышая спрос на продукт. Дизайнеры, специализирующиеся на брендинге, должны владеть всеми современными инструментами, необходимыми для создания качественного эффективного бренда. Это и предварительное дизайн-исследование, и подробная разработка корпоративного стиля, и его отражение на самых разных носителях (дизайн интерьеров компании, униформы сотрудников, канцелярских принадлежностей и прочее).

Инновационость – неотъемлемая черта коммуникационного дизайна, который проникает в прежде суверенное пространство многих визуальных видов искусства. Тенденция размывания границ между этими двумя областями все очевиднее с каждым годом. И функциональность дизайна ничему этому не мешает, сейчас она и определяется прежде всего прочего именно коммуникативными свойствами.

О коммуникационном дизайне эксперты говорят, что сегодня это уже не столько «знание формы», сколько «форма знания». И эта форма переживает глобальные метаморфозы: из деятельности, направленной на обслуживание коммуникации, дизайн постепенно сам становится коммуникацией. И в этом и состоит смысл того динамичного развития, которым отличается данная креативная и современная сфера деятельности.